Принцип невидимой руки рынка – понятие, которое было введено в обиход шотландским экономистом, являющимся одним из авторов современной теории экономики, Адамом Смитом. Таким образом, он объяснял загадочные явления на рынке. Он узнал, что поведение продавцов и покупателей на рынке определяют не только их пожелания, но и некая третья сторона, которую не видно.
Поскольку сторона эта незаметна и явно относится к рынку, она и была названа невидимой рукой рынка. Эта сторона занимается координацией желаний и решений потребителей и продавцов, при этом она действует незаметно для них. Во время сделки они получают сведения не только друг от друга, но и от той самой невидимой руки. Причем они не просто получают информацию, но и учитывают ее во время принятия решений. В данном факте, что влияние на действие продавцов и потребителей происходит незаметно, а также не зависит от них, и заключается принцип невидимой рыночной руки. Принцип обладает одним любопытным следствием, влияющим на отдельные предпринимательские дела и на экономику в широком смысле.
Главный принцип невидимой руки
Невидимая рыночная рука может воздействовать на решения, принимаемые покупателями и продавцами. Она имеет свой голос в каждой сделке, и может отдать его и покупателю, и продавцу. Все было бы неплохо, однако само понятие «невидимая рука рынка» несколько пугает. Все, что незаметно, является непонятным, неизвестно, чего ожидать от этой невидимки, друг она или враг.
Таким образом, невидимая рука – это идея. Следовательно, возникает вопрос, а что все-таки представляет собой эта рука? Ответ довольно прост – все видимое является материальным, следовательно, невидимая рука не относится к материальному.
В чем заключается идея?
Это идея, лежащая в основе определенного рынка. Каждый рынок обладает совей личной идей, следовательно, собственной невидимой рукой. Именно идея, которая находится в основе рынка и является невидимой рукой, управляющей этим рынком. Идея сама по себе невидима, потому и управляет незаметно.
Как действует невидимая рука?
Говоря более конкретно, невидимая рука осуществляет управление элементами рынка: потребителями, производителями, распространителями, разработчиками, рекламщиками и маркетингом. Идея, которая лежит в основе рынка, между собой связывает все части рынка, управляя его развитием.
Однако имеется одна проблема. Смысл в том, что выражение «принцип невидимой рыночной руки» обладает двояким значением. С одной стороны оно указывает на то, что имеется определенный рыночный механизм, однако с другой стороны оно указывает, что невидимая рыночная рука в своих действиях руководствуется определенными принципами. Иными словами, невидимая рука обладает своими принципами. Если их изучить, можно пользоваться данной рукой в собственных интересах. В первую очередь можно ее использовать для увеличения объемов продаж, достаточно получить ее голос, чтобы продать продукцию.