Выбор определенного формата бизнес-плана во многом зависит от контекста. Общими для развития предпринимательской деятельности являются несколько форматов.
Виды общих форматов
Первым видом является трехминутное резюме бизнес-плана. Зачастую оно применяется в качестве рекламы, чтобы пробудить заинтересованность потенциальных спонсоров, стратегических партнеров или клиентов.
Второй вариант – презентация главных моментов с речевым сопровождением. Этот формат представляет собой развлекательное и убедительное слайд-шоу с устным повествованием, которое преследует цель запуска обсуждений и вызова интересов у возможных инвесторов в прочтении полного представления. Как правило, содержание презентации ограничивается несколькими главными графиками и резюме. На графиках отражаются тенденции и главные ориентиры принятия решений. Если предлагается новый продукт и имеется достаточное количество времени, то шоу демонстрируется в составе презентации.
Третий формат – письменное представление бизнес-плана для заинтересованных внешних сторон. Он предусматривает подробно описанный, правильно сформулированный и отформатированный план, который ориентирован на внешних вкладчиков.
Четвертый формат представляет собой внутренний оперативный план. Здесь подразумевается подробный план, где описаны все детали планирования, требуемые для управления. Однако он не представляет интерес для внешних заинтересованных сторон. Подобные планы обладают более высокой откровенностью и могут быть неформальными, в отличие от версии, предназначенной для внешних заинтересованных лиц.
Типичная структура
В стандартную структуру бизнес-плана для старта деятельности предприятия входит титульный лист, резюме, конкретная задача компании, описание сферы бизнеса, анализ деятельности и конкурентных фирм, промышленный фон, маркетинговый план, резюме управления, оперативный план и дополнительные приложения.
Какие вопросы должны быть освещены?
В бизнес-плане для начала деятельности предприятия освещаются следующие вопросы:
- Какие проблемы можно решить за счет продукции или услуг компании, какие ниши заполняются?
- Какие конкретные решения предлагает фирма для данной проблемы?
- Каковы потенциальные клиенты компании, и сфера рынка для продажи товаров и услуг?
- Каковы размеры рынка для данного решения?
- Сколько денег нужно для реализации проекта?
- Кто может быть конкурентами фирмы, и каковы ее преимущества перед ними?
- Как предприятие планирует управлять своей деятельностью в процессе развития?
- Кто будет управлять фирмой, есть ли у этих людей должная квалификация?
- Каковы угрозы и риски, с которыми может столкнуться бизнес, что предпринимается для их устранения и предупреждения?
- Каковы размеры требуемого капитала для старта деятельности компании?
- Каковы прогнозы в плане финансовой отчетности?
Каждый вопрос требует максимально точного ответа, без плавающих данных и обобщений.