Спрос отражает потребность покупателя в тех или иных представленных на рынке товарах или услугах. Основным условием формирование спроса, является платежеспособность потребностей.
Существует спрос производства и спрос населения, последний, характеризуется такими факторами, как количество имеющихся на руках населения денежных средств, количеством выплат, цены, объемом рынка, качеством товара, личными вкусами потребителя.
Под влиянием множества критериев, спрос является довольно подвижной единицей рынка. Экономические, социальные, технологические факторы постоянно осуществляют непосредственное влияние на динамику спроса. Его значение может меняться в значительной мере, в зависимости от использованной рекламы, веяния моды или просто от личных вкусов потребителя.
Существует реально предъявляемый спрос, характеризующийся действительным его показателем, реализованный спрос, показывающий действительное количество проданных товаров и услуг и нереализованный спрос, говорящий об оставшемся товаре, в ходе его несоответствия потребностям потребителя.
Выделяют экзогенный спрос, измененный под влиянием внешних факторов и эндогенный, определяющийся факторами внутри системы.