Механизм работы рынка возможен лишь в совокупности трех его основных элементов. Это цена, спрос и предложение, конкуренция. Цена, как основная направляющая, определяет для производителя технологию производства, необходимое количество товара и общую потребность в данном продукте.
Спрос и предложение устанавливают баланс между установленными ценами. В то время как спрос определяет потребность в товарах и услугах, предложение регулирует их количество.
Конкуренция – в условиях великого множества предприятий, предлагающих сходные товары и услуги, осуществляет постоянную борьбу за расширения рынка сбыта и получение максимальной прибыли при расширении производства.
Свободная конкуренция имеет ряд характеристик. Это большое количество потребителей и производителей, высокий уровень изменчивости факторов, влияющих на производство, стандартность продаваемых товаров, одинаковый доступ участников отношений к имеющейся информации, отсутствие преград для входа или выхода из рыночных отношений.
Конкуренции в чистом ее проявлении как таковой не существует, так как каждый отдельный производитель лишь в определенной степени может влиять на рыночную цену. Ее значение устанавливается лишь с учетом всех участников. Несовершенная конкуренция может быть представлена в виде чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции.