СМИ играют большую роль в жизни современного общества. Журналистика служит основным «мостиком», который поддерживает взаимодействие между членами общества, между личностью и служит главным носителем информации. Не случайно поэтому, экономика СМИ выделяется в особую науку, изучающую основные моменты функционирования масс-медиа, и определяет её взаимоотношения с другими институтами нашего государства. Специалисты подтверждают, что СМИ как одна из отраслей экономики существует тогда, когда у основной аудитории появляется свободное время, потому что именно в этот моменты мы посвящаем себя просмотру фильмов, телевизионных программ, чтению газет и журналов.
Особенности экономики и менеджмента СМИ
Для начала вспомним, что такое менеджмент, и какую роль он играет в экономики СМИ. Менеджмент – это принципы, методы, средства и формы управления экономическим субъектом. Например, с экономическими агентами, то есть с людьми, организациями, которые производят продукцию и обмениваются ими.
Информационный продукт – товарная единица массовой информации, овеществлённой в определённой форме, удобной для потребителя. Информация при условии, что она пользуется спросом, становится товаром. В структуру информационного продукта входят затраты на его изготовления. Себестоимость – объём всех затрат на его производство. В структуре рынка СМИ различают общенациональные и региональные рынки СМИ. Менеджмент предприятий этих рынков различается. Рынок вещательных станций – частота вещаний, для кабельных сетей – франчайзинговое соглашение определяет рынок. Среди особенностей можно выделить обилие медиахолдингов на рынке, работа печатных СМИ в избыток, государственное субсидирование телевидения. Существуют 4 модели СМИ с точки зрения экономики: государственные медийные компании или СМИ, издания, работающие на определённых условиях рынка, партийная пресса, смешанные издания (полугосударственные плюс полурыночные). Самыми популярными считаются рыночно-ориентированные модели, так как именно они допускают свободный выпуск продукции по государственному закону.
СМИ как медийно-экономическое предприятие
Медийное предприятие – это хозяйственная единица, существующая на коммерческой основе или некоммерческой основе, основная функция заключается в том, чтобы поддерживать социальное взаимодействие путём производства и распространения на рынке массовой информации в её товарной форме. Таким образом, здесь в процесс функционирования медийной компании подключается экономика, которая обеспечивает существование СМИ.