Монопсония – это редкое явление в экономике, созданию которого способствует появление одного покупателя на товар, предлагаемый несколькими продавцами. Монопсония – это понятие полностью противоположное понятию монополии, для которой характерно, когда производитель продукции выступает и его продавцом.
Для покупателя монопсония выгодна тем, что представляет ему возможность устанавливать собственную цену на требуемый товар, кроме того, объём продажи также диктует покупатель. Специалисты экономики полагают, что ситуация эта может сложиться на любом рынке, где есть ситуации, когда покупатель устанавливает свою цену.
Хорошим примером монопсонии служит предприятие, являющееся единственным в округе, а на рабочие его места претендует много желающих. Естественно, что предприятие устанавливает расценки на труд, выгодные для себя.
Примеров монопсонии много, но наиболее яркий и понятный – это ситуация с оборонной промышленностью. Например, для российской ракетно-космической промышленности монопсония также характерна. Продукция её приобретается только Федеральным космическим агентством. Едва какому-нибудь обывателю захочется приобрести пару дорогостоящих космических установок, так же обстоят дела относительно оружия.